Привычка к насилию

Лента Мёбиусовна

Rape-culture-pic

На днях в Николаевской области произошел резонансный случай изнасилования: двое милиционеров избили и изнасиловали молодую женщину Ирину Крашкову, жительницу поселка Врадиевка.

Старший лейтенант Евгений Дрижак и лейтенант милиции Дмитрий Полищук, совместно с таксистом Сергем Рябиненко силой втащили Ирину в автомобиль, вывезли в лесополосу, жестоко избили и совершили над ней сексуальное насилие. В данный момент пострадавшая находится в больнице в тяжелом состоянии, а двое подозреваемых находятся под стражей

В поселке Врадиевка жители крайне возмущены той вальяжностью и небрежностью расследования, которое демонстрируют в этом деле правоохранительные органы: минувшей ночью народные волнения приняли серьезные масштабы.

Несмотря на такую острую реакцию населения, этот случай сам по себе- не исключение из правил. Насилие над женщинами — буднично, как будничен и милицейский беспредел. Исключительным это преступление делает его широкий резонанс и то возмущение, которое высказывают жители Врадиевщины своим прямым действием.

Ни для кого не секрет, что наша милиция бережёт не нас, а свои интересы и интересы правящего класса. Привычка к насилию, насилию легализованному и легитимному, глубоко укоренилась в каждом правоохранителе. И проблема не в личных качествах людей, которые идут в милицию. Нельзя заменить «плохих полицейских на хороших», потому что отчуждённая и обладающая эксклюзивным правом на насилие милиция неизбежно притягивает особый сорт личностей. По долгу службы призванные гарантировать безопасность общества, они не способны пройти искушения чрезмерной властью. Милиционеры частенько сами не прочь ограбить, избить и изнасиловать простого человека. Это может быть неизвестная или хорошо знакомая им женщина, их коллега в форме или лишённая прав секс-работница, или же любой другой человек, который показался им достаточно беззащитным.

Насилие над женщинами, будь то насилие сексуальное или домашнее — та беда, с которой каждая жертва зачастую вынуждена справляться в одиночку, ведь государство не выработало действенных инструментов борьбы с ним, а общество смотрит на эти проблемы, как на “личные”, а значит “не заслуживающие общественного диалога”. Но эта проблема — отнюдь не личная, а политическая, системная.

В отношении насилия над женщинами в нашем обществе действует презумпция «сама-дура-виновата». Если женщина хочет помощи и защиты, от неё требуют веских и неопровержимых доказательств того, что над ней действительно совершили насилие, что она поступала «как порядочная женщина», она «не провоцировала» и всеми силами боролась до конца. В нашей культуре, культуре изнасилования, насилие столь привычно, что безопасность надо заслужить: хорошим поведением, скромными одеждами и соблюдением «комендантского часа». Но насилие нельзя оправдывать: ни “непристойным поведением” жертвы, ни её маргинальным статусом, ни несоблюдением бесчисленного множества правил безопасности, подчас диких и абсурдных. Облик и поведение жертвы — лишь обстоятельства, причина насилия — всегда в нападающем, в его привычке к насилию.

Быть женщиной в Украине — огромный риск. Это парадоксально может прозвучать, но факты говорят сами за себя: наше общество не имеет действенных механизмов искоренения сексуального и домашнего насилия. В нашем обществе не принято говорить о насилии над женщинами, как о системной проблеме, хоть женщины и становятся его жертвами гораздо чаще мужчин. И это не проблема “слабости” женщин, их “неумения защищаться”, а проблема, порожденная привычкой к насилию, которую впитали в себя все “сильные”.
36_anus-small
Но от мачистской “культуры изнасилования” не защищены и мужчины. Особенно остро проявляется это именно в милиции. Введение в задний проход бутылок или дубинок на допросах — не только травматичная и опасная для жизни пытка, но ещё и акт унижения, который переводит жертву в статус «опущенного». В обществе, в котором управляют насильники, быть жертвой — позорно. И от роли жертвы не спасает ничто: ни правильный образ жизни, ни меры предосторожности, ни даже физическая сила и навыки самообороны. Изнасилованиям со стороны людей в форме могут подвергаться и в совершенстве знающие науку выживания уголовники, и спортсмены. Пока мы живём в иерархическом обществе, основанном на насилии человека над человеком, ни одна и ни один из нас не застрахованы от боли и унижений.

Л.М., при участии А.В.
В иллюстрации использована работа Екатерины Мищенко и Никиты Кадана из проекта «Процедурная Комната».

Leave a Reply